ЗАЗ-965 «Запорожец»
Ко 2-й половине 1950-х «Москвич-401» устарел, а в 56-м г. был снят с производства. Встал вопрос о новом массовом, компактном и доступном автомобиле. Проектирование поручили заводу МЗМА и авто-институту НАМИ.

Было решено объединить двигатель и трансмиссию в единый узел и разместить их непосредственно у задних ведущих колес: такая компоновка микролитражек в те годы была наиболее распространена в мире.

Другим важным фактором стали изменившиеся требования к технологии производства, в первую очередь кузова. Советские легковые автомобили имели несущий кузов скелетного типа, сваренный из большого числа панелей и накладных усилителей, с отдельным подрамником спереди и навесным оперением. Это сделало бы автомобиль тяжелым, а его производство – слишком трудоемким и дорогим.

В процессе разработки испытывались иностранные микролитражки: Lloyd 600, T300, Goggomobil, Zündapp Janus, Bond Minicar, Isetta, Fuldamobil (три последние - это трехколесные модели). Большинство оказались непригодны для отечественных условий, наиболее целесообразным признали цельнометаллический несущий кузов, сваренный из минимального числа панелей, как у Fiat 600 или Renault Dauphine. В итоге именно Fiat 600 был взят за образец.
Fiat 600. Фото с сайта avtoprofy.ru
Также «Запорожцу» предшествовала разработка целого ряда прототипов: «Белка», НАМИ-059 со стеклопластиковым кузовом, прототип лёгкого вездехода НАМИ-049 и др., что позволило выработать требования к будущему автомобилю, отработать отдельные элементы конструкции и дизайна.

Хотя ЗАЗ имел «прародителя», в его конструкции хватало и оригинальных решений. Вместо кузова «фастбэк» (с крышей плавно переходящей в багажник) применили кузов «двухдверный седан» с чётко выделенным объёмом багажника. Заднее стекло было унифицировано с лобовым. Характерной чертой, которая подарила автомобилю прозвище «горбатый», стал выступающий моторный отсек. Шасси подверглось существенной реконструкции, в результате чего «городская» микролитражка стала вполне пригодна для проселочных дорог. А вот двери, как одна из наиболее сложных частей кузова, «перекочевали» с итальянского прототипа почти без изменений.

Трансмиссия и двигатель также были полностью отечественной разработкой (хотя последний и испытал определенное влияние со стороны силовых агрегатов «Жука» и Citroën 2CV). Кстати к разработке двигателя проявили интерес конструкторы, работавшие над легким транспортёром-амфибией ТПК. В конце концов, ЗАЗ и военную амфибию унифицировали по двигателю. Именно двигатель стал одним из главных недостатков первых моделей автомобиля, что было связано с его воздушным охлаждением. Он получился шумным, имел небольшой ресурс, в жаркую погоду перегревался. Это было исправлено с выходом в 1962 г. модификации ЗАЗ-965А: для улучшения воздушного охлаждения на боковинах кузова разместили накладки (на сленге заводчан - «тёрки Вассермана», названные в честь конструктора Г. М. Вассермана).
Первый опытный образец назвали «Москвич-444», позже обозначение сменили на «Москвич-560». Однако конвейер МЗМА был полностью загружен, поэтому автомобиль передали заводу «Коммунар» в Запорожье (УССР), ранее выпускавшему комбайны. Изготовление двигателей наладили на завод лёгких дизелей в Мелитополе.

Базовая модель изготавливалась в 1960-64 г. модернизированный ЗАЗ-965А — в 1962-69. Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.