К концу 1930-х годов в СССР подошли к задаче создания массового автомобиля для населения (производившиеся до этого ГАЗы и ЗИСы поставлялись в государственные и общественные организации). Основные характеристики будущего автомобиля были утверждены в 1939 г. Однако довоенные попытки не стали успешными: для проектов «малолитражек» НАМИ-1 и НАТИ-2 не хватило промышленных мощностей и инженерного опыта. На заводе имени Коммунистического Интернационала Молодежи по образцу британского Ford Prefect разработали автомобиль КИМ-10, было выпущено 450 экз., но Великая Отечественная война и эвакуация завода на Урал помешали развернуть крупносерийное производство этого автомобиля. Поэтому к решению поставленной задаче подошли только во второй половине 40-х.
За прототип был взят немецкий Opel Kadett K38, производившийся с 1937 г., с налаженным массовым выпуском, имевший цельнометаллический кузов (для сравнения немецкий же DKW, который тоже рассматривали как возможный прототип, имел деревянно-фанерный кузов) и двигатель на 23 л.с., что по тем временам было хорошим показателем. В линейке опелей «Кадет» относился к среднему ценовому диапазону и среднему уровню. Важным фактором стало то, что автомобиль хорошо показал себя на советских дорогах. Для реализации был выбран вариант 4-деврного седана с независимой передней подвеской.