Музыкальная пластинка - Часть 2
Продолжаем рассказывать историю музыкальной пластинки. Первая часть — по ссылке.

В конце 1920-х появились электропроигрыватели. Их«родословная» восходит к американской системе звукового кино «Вайтафон». использовавшейся в 1926-31 гг.
Качество звука в электропроигрывателях было выше, чем у граммофонов и патефонов, т.к. в них использовались электронные усилители сигнала. Кроме того, благодаря более легкой головке звукоснимателя, пластинки изнашивались меньше.

Изначально в электропроигрывателях использовались обычные граммофонные иглы, но они быстро стачивались, и их приходилось менять после каждого воспроизведения. Поэтому со временем производители перешли на иглы с кристаллическим наконечником из корунда (один из оксидов алюминия) или алмаза.

Но главный недостаток электропроигрывателей состоял в другом: их нужно использовать с внешними усилителем и устройством воспроизведения. Этот недостаток был устранен в более дорогих электрофонах, в которых усилитель и динамик встроенные.

Первый в Советском Союзе «электропроигрыватель пластинок граммофонных» (ЭППГ-1) выпустили в 1935 г. на Московском электромашиностроительном заводе. В качестве внешнего усилителя и динамика нужно было использовать радиоприемник с входом внешнего звукоснимателя.
Советский электрофон (по тогдашней терминологии, «радиограммофон», ЭРГ) разрабатывали в 1932 г., но из-за войны и послевоенного восстановления их массовое распространение началось только в 1953 г. Первый серийный электрофон назывался УП-2 («универсальный проигрыватель») и производился на заводе «Эльфа» в Вильнюсе.

Позднее в обиход вошли следующие новшества: было снижено количество оборотов которое делала пластинка за время проигрывания до 33 1/3 (такие пластинки назывались долгоиграющими) и появление стерео-пластинок, у которых в одну дорожку записывалась информация сразу для двух каналов воспроизведения (в 1958 г.) В 1971 г. на Западе появились первые квадрофонные системы (с 4 колонками), для которых в одну дорожку записывали целых 4 сигнала.

В 1964 г. советские фабрики грампластинок и студии звукозаписи объединились и на их базе создали знаменитую фирму «Мелодия», до второй половины 80-х производила все музыкальные пластинки в стране. Ее пластинки были почти в каждой советской семье: музыкальные, сказки и аудиоспектакли для детей, учебные пластинки. Мощный поток продукции шел и на экспорт: к началу 90-х «Мелодия» входила в шестерку крупнейших мировых звукозаписывающих компаний.
Помимо отечественных исполнителей, «Мелодия» выпускала записи по лицензии зарубежных фирм. В 50-60-х также имели хождение самодельные пластинки («джаз на ребрах»): энтузиасты записывали на рентгеновских пленках те композиции, которые не одобрил художественный совет «Мелодии» и потому их нельзя было достать официально. С широким распространением кассетных магнитофонов эта практика ушла в прошлое.
Еще одна интересная веха приходится на 1967 г.: до электропроигрывателей дошла полупроводниковая революция. Первый транзисторный электрофон назывался «Концертный-3».

Граммпластинки держались на протяжении всего «долгого XX века», но в итоге проиграли конкуренцию другим носителям. Однако полностью со сцены не сошли: их с удовольствием используют аудиофилы и ди-джеи.

В коллекции нашего музея есть электропроигрыватели «Лидер 206 стерео», «Вега 323 стерео», «Вега 109», «Урал-112» (совмещенный с радиоприемником), «Серенада», «Ангара-76» (про нее мы расскажем отдельно); электрофоны «Волна 307» и «Волна 307 С-1».