Экспонаты: ГАЗ-69
ГАЗ-69 и ГАЗ-69А — советские автомобили повышенной проходимости. Производились с 1952 по 1972 г. (в Румынии — до 1975 г.)

Создан коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода как замена ГАЗ-67Б («щестидесятый» индекс обозначал внедорожники). Ведущий конструктор – Григорий Вассерман. Разработка началась в 1946 г., первые опытные образцы изготавливались с 1948 г. и носили название «Труженик».
К тому времени сформировался облик легкого военного внедорожника - командирского автомобиля и артиллерийского тягача в одном лице. Его неотъемлемыми чертами были максимально вынесенный вперед передний мост и расположенный позади него двигатель. Это позволяло уменьшить угол въезда, штурмовать крутые склоны и достигнуть выгодного распределения массы по осям. Но пассажирский кузов оказывался сильно сдвинут назад, заднее сиденье зажато между арками колес, не оставалось места для грузового отсека. Это было характерно для ГАЗ-67Б, Land Rover, Тойоты, Фиата, Alfa-Romeo, армейских джипов США.

Конструкторы ГАЗ-69 пошли иным путем. Чтобы рационально использовать длину автомобиля, двигатель сдвинули вперед, установив его над передней ведущей осью, как у грузовика ГАЗ-51. Следом сдвигалось переднее сиденье, в районе задних колес освобождалась площадь для грузовой платформы, либо для заднего сиденья с багажником. Такая компоновка приводила к перегрузке передней оси, из-за этого задняя часть порожнего автомобиля ощутимо подпрыгивала на неровностях, за что ГАЗ-69 прозвали «козлом», «козликом». Зато возрастала грузоподъемность. У груженой машины распределение веса по осям входило в норму.

Создатели машины предусмотрели кронштейны для лопаты, пилы, топора, стрелкового оружия. Ручки дверей проектировали так, чтобы зимой их удобно было бы открывать в теплых рукавицах. Длинный кузов позволял легко переоборудовать любой ГАЗ-69 в санитарный автомобиль. Стандартные носилки входили в машину с правой стороны - передний конец привязывался ремнями к поручню на приборной панели, а задний закреплялся на заднем борту.

Первые опытные образцы прошли на испытания в 1950 г., но из-за перегруженности конвейеров, серийный выпуск автомобиля затянулся до 25 августа 1953 г. В 1954 г. Совет министров и Министерство автотракторной промышленности приняли решение перевести их выпуск с ГАЗа на Ульяновский автозавод. Сначала «газики» собирали из горьковских комплектов, а в 1956-м освоили полный цикл.

Машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом (две продольные лавки, откидной задний борт) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с четырёхдверным кузовом и комфортабельным трёхместным задним сиденьем.

Со второй половины 50-х и до начала 70-х ГАЗ-69 был самым массовым внедорожником в стране. Его использовали в армии в качестве командирской, разведывательной, патрульной и хозяйственной машины, шасси для пуска противотанковых управляемых ракет (ПТУРС). ГАЗ -69 трудился на селе, в геологических партиях, в учреждениях связи и медицины, использовался в качестве базы для специальных милицейских и коммунально-уборочных машин, техники для уборки льда на аэродромах и малой амфибии ГАЗ-46(МАВ). В конце 50-х на его базе в Ульяновске спроектировали семейство грузовых автомобилей УАЗ вагонной компоновки - «буханок» и «головастиков».

За два десятилетия было выпущено свыше 600 тыс. ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Автомобиль экспортировался в 56 стран в разных климатических исполнениях (ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ), кроме того, в 1957 г. техническая документация на массовое производство передали в Румынскую компанию ARO (автомобили IMS-57 и ARO-M461), в 1962 г. — в Северную Корею.

В 1972 г. на смену «козлику» пришел УАЗ-469.

ГАЗ-69, поставленный в ГДР. Фото из Технического музея в Верхней Пышме