Поздравляю всех причастных с праздником – днем мотоциклиста!
Первые серийные мотоциклы в нашей стране появились в 30-м году на основе немецкого DKW. Это были легендарные Л-300, которые производил завод «Красный Октябрь».
Потом были тяжелый военный М 72 (1941 г.) опять на базе немецкого мотоцикла – BM; ИЖ 350 (1946), ИЖ-49 (1951), «Вятка» на базе итальянской «Веспа» и еще немало «железных коней», о которых теперь помнят лишь ветераны байкерского движения.
Помню, как сейчас: мне было 10 лет, отец посадил меня на ИЖ-49. У него была низкая высота по седлу и самодельная коляска. И несмотря на небольшие обороты двигателя он прекрасно ехал по картофельному полю, груженый четырьмя мешками картошки.
Самыми «крутыми» мотоциклами 70-х были «Ява», «Чезет», «Паннония», «Иж-Планета Спорт».
Раньше ездили в повседневной одежде: сапоги, телогрейка. Шлем был обязателен в городе, в деревне ограничивались шапкой. Признаком особого шика на заре отечественного мотто-движения было мчать на Яве-350, одетым в лётную кожаную куртку, военные галифе, яловые сапоги и краги - длинные кожаные перчатки с раструбами. Кстати, вся мото-одежда того времени представлена в нашем Музее ретро-техники на Подгорной, 27. Там же можно увидеть и несколько десятков ретро-мотоциклов.
Сегодня «обмундирование» байкера изменилось: это ярко раскрашенная кожа, эмблемы клубов, защитные костюмы наподобие рыцарских доспехов.
Тогда автомобилей было немного, и мотоцикл был, в первую очередь, средством передвижения, Еще во времена моей молодости на ИЖах и Явах приходилось не ездить, но и перевозить грузы.
В наши дни байкеры катают на «японцах», «немцах» и «американцах», мощность которых сопоставима с мощностью среднего авто ценой в несколько миллионов рублей. Сегодня мотоцикл - это хобби, образ жизни, предмет роскоши или спортивный снаряд.
Но меняется лишь обличье, а главное остается неизменным - байкеры остаются верны принципам дружбы и братства, это мужественные, надежные люди, ведь трус не только не играет в хоккей. Он никогда не сядет и на мотоцикл, который в условиях современного дорожного движения и современных скоростей ничем не защищен от окружающих его автомобилей.
Хотите быть здоровы душой и телом - вступайте в ряды мотоциклистов, байкеров. С праздником!
Владимир Астафьев,
директор музея. руководитель продюсерского центра "Байкал-Шаман"