Наши экспонаты: мотоцикл BMW R-35 (1948 г.)

Мы начинаем серию статей об экспонатах нашего музея. Сегодня на очереди мотоцикл BMW R35.

Компания BMW (Bayerische Motoren Werke AG, «Баварские моторные заводы) была основана в 1916 г. и занималась производством двигателей для самолетов. В 1919 г. по условиям Версальского мирного договора Германии было запрещено производить авиационные двигатели. Фирма стала производить сельскохозтехнику, предметы домашнего обихода и тормоза для поездов. В 1923 г. BMW представила свой первый мотоцикл на Мотор Шоу в Кайзердамм Файр Холлз (Kaiserdamm Fair Halls) в Берлине.

BMW R-35 ведет свое происхождение от модели R2, выпускавшейся с 1931 г. Их роднят штампованная рама, карданная передача, сходная компоновка, общая конструкция двигателя. R35 - один из самых известных классических немецких мотоциклов, производился с 1937 по 1940 г. За это время с конвейера сошло 15 386 мотоциклов.

Оснащался BMW R-35 одноцилиндровым четырехтактным верхнеклапанным двигателем M69 (и 235). Всю мощность двигателя на заднее колесо передавала ручная механическая четырехступенчатая трансмиссия с карданной передачей. Переключение передач осуществлялось рычагом как у автомобилей, а не педалью (вообще в конструкции R-35 немало «автомобильных» решений), механизм переключения передач был двухходовым, а не одно-ходовым, как у большинства мотоциклов.

Помимо коробки автомобильного типа и карданной передачи третьей необычной особенностью этой модели была двойная штампованная рама. Такие фирма БМВ применяла на своих моделях с 1929 по 1937 г., затем отказалась — и только «Р35» оставалась как бы пережитком. Благодаря поддержке от качественной передней телескопической вилки и весьма жесткой задней подвески, рама легко справлялась с дорожными нагрузками.

Имея тяжелый маховик диаметром 224 мм, он довольно медленно набирал скорость. Однако благодаря тому же маховику хорошо приспосабливавшийся к изменениям нагрузки двигатель позволял брать без частых переключений подъемы, уверенно идти не только по асфальту, но и по грязному проселку. Низкая степень сжатия мотора обеспечивала работу мотора практически на любом бензине.

Заявленный предел скорости составлял 100 км/час, на практике BMW R35 выдавал до 130 км/ч.

Мотоцикл зарекомендовал себя, как простой, надежный и неприхотливый аппарат, его маневренности и мощности было вполне достаточно как для города, так и для полевых просторов. Пользовался популярностью у военных, скорой помощи, полиции и других служб. С началом Второй мировой войны производство R-35 возобновили в г. Айзенахе.

На вооружении Вермахта мотоцикл не стоял, для офицерского состава армии и солдат выпускались другие модели. Однако его активно использовали санитарные батальоны, полицаи и некоторые военные. В сравнении с довоенной моделью, обновленные двухколесные БМВ получали улучшенную электронику и новый карбюратор. Кроме того, передняя амортизация стального коня в новой версии была уже представлена гидравлическим механизмом, а форма щитков колес мотоцикла существенно изменилась в своем дизайне. Немцы также сумели создать эффективное крепление для коляски. Таким образом, «на военной службе» байк становился трехместным и мог перевозить в боковом прицепе пулемет с пулеметчиком. Известны случаи установки пулеметов и на переднюю подвеску 35-го.

После Второй Мировой войны Айзенах оказался на территории, подконтрольной СВАГ (Советской военной администрации Германии). Уже в 1945 г. производство BMW R-35 возродили. Продукция завода поступала главным образом в СССР, как часть программы репараций. Немецкий мотоцикл был довольно популярен.

15 сентября 1946 г. было образовано советско-немецкое общество «Авто-вело», в чье подчинение и был отдан завод в Айзенахе. Сине-белый фирменный знак БМВ на машинах сохранился, хотя встречаются и экземпляры с красно-белой эмблемой.

После окончания Второй мировой войны было выпущено около 34 000 мотоциклов модели R-35.